Перед образовательными учреждениями страны сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления российского государства и общества, свидетелями которого мы являемся, очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности. Дошкольное учреждение давно переросло свои первоначальные функции. Сегодня в его задачи входит развитие и воспитание ребенка, его обучение и подготовка к школьному образованию.
По моему мнению, одна из главных проблем воспитания для современных педагогов является проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Она является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
При выборе приоритетного направления в своей работе я опиралась на мнение родителей своих воспитанников. Проведя анкетирование, опрос родителей я выяснила, что проблема формирования представлений о ЗОЖ является ключевой и для них. Данную тему я выбрала для своей работы.
В начале своей работы я провела диагностику знаний детей о ЗОЖ и выяснила, что большинство детей имеют представления о здоровье, как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются; у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях города; недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды; о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
В своей работе использовала следующие общедидактические принципы:
· принцип научности и достоверности,
· принцип доступности,
· принцип наглядности и занимательности,
· принцип индивидуально-дифференцированного подхода,
· принцип комплексного и интегративного подхода,
· принцип активности и сознательности.
Реализацию своей работы осуществляла в трех направлениях.
· «Я и мое тело»,
· «Правильное питание и витамины»,
· «Здоровый образ жизни».
Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов:
- подготовительный этап,
- основной этап,
- закрепляющий этап.
Основные виды и формы работы – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного детям; планирование видов работы; непосредственно образовательная деятельность; беседы; прогулки; опыты; игры; досуги; соревнования; праздники; выставка плакатов; выставки изобразительной деятельности; оздоровительные и закаливающие мероприятия.
С целью применения здоровьесберегающих технологий и игровых приемов в воспитательно – образовательном процессе мною была разработана и проведена, непосредственна образовательная деятельность по валеологии в старшей группе на тему «В гостях у доктора Айболита».
Прежде, чем провести НОД была проведена большая предварительная работа:
· экскурсия в медицинский кабинет; наблюдение за работой медицинской сестры;
· разучивание физкультминутки, гимнастики для глаз, точечного массажа;
· Беседы о работе врачей-специалистов – окулиста, хирурга, ЛОРА, терапевта.
В ходе НОД были использованы музыка, пословицы, поговорки, элементы кукольного театра, дидактические игры.
Ребята с удовольствием и пользой для своего здоровья выполняли физкультминутку, точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики, гимнастику для глаз, сопровождая свои действия стихотворным текстом. Дети закрепили знания о витаминах, лекарственных травах, о полезных и вредных продуктах.
Вопросы в ходе НОД я старалась задавать такие, чтобы ребята отвечали на них не односложными словами, а размышляли, думали, анализировали, словом использовали свои знания в ответах на вопросы.
В ходе НОД можно было выделить интеграцию таких образовательных областей, как:
· Коммуникация (формирование словаря, связной речи);
· Познание (развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей, расширения кругозора);
· Музыка (использование музыкального сопровождения);
· Здоровье (использование гимнастики для глаз, точечного массажа с элементами дыхательной гимнастики);
· Художественного творчества (привлечение дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей, оформление помещения).
По окончанию НОД были достигнуты планируемые результаты развития интегративных качеств у детей:
· желание участвовать в беседе; отвечать на вопросы полным предложением;
· эмоционально – заинтересовано проявлять интерес к участию в НОД;
· проявлять интерес к участию в дидактических играх в движении.
Для успешной реализации формирования понятия о здоровом образе жизни у дошкольников коллективом нашего детского сада и мною, в том числе была проведена большая работа по организации здоровьесберегающего пространства.
В целях защиты от шума и загрязнений воздушного бассейна на территории детского сада мы создали комбинированные древесно – кустарниковые полосы защитных насаждений. На территории высадили растения, выделяющие природные фитонциды: можжевельник, тую, ель.
В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводим регулярные односторонние и сквозные проветривания. Для обработки помещений используем аппарат «кварц». Со своими детьми провожу закаливающие процедуры воздухом и водой, полоскание полости рта (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп выполняем при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины.
Эффективность в работе по формированию представлений о здоровье и ЗОЖ у детей зависит также от создания предметно-развивающей среды в группах.
Центр здорового образа жизни я оборудовала детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомом с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты НОД и беседы, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр. Созданы картотеки: дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, оздоровительные игры.
Большую помощь нам оказывают родители воспитанников.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семьи, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Моя работа в этом направлении ведется ежедневно и основана на системном подходе. И все это для сохранения и укрепления здоровья, физического развития будущего первоклассника.
Воспитатель Д/с «Ромашка» Шатова О.А.
|